Раздел: Вентиляция → Вентиляция гаражей
Вентиляция гаражей
Опытные автомобилисты знают, что машины в теплых гаражах долго «не живут». Зачастую при строительстве гаража или автостоянки предусматривается система отопления, прогревающая воздух до комфортной для человека температуры. Но при парковке автомобиля (особенно в межсезонье и зимой) вместе с машиной в гараж частично попадает дождевая вода, снег, противогололедные реагенты, обычная грязь. А поскольку систему дренажа в гараже никто не устраивает, то все испарения застаиваются в теплой атмосфере, благодаря чему относительная влажность воздуха порой доходит до 100%. Картину дополняют испарения масел, красок, растворителей, которых предостаточно в любом частном гараже, а также угарный газ из выхлопной трубы при работе двигателя. То есть, создается не самая лучшая атмосфера для «здоровья железного коня». Кардинально ситуацию можно изменить устройством вентиляции.
Все требования к воздухообмену в гаражах и на автостоянках регламентируются Строительными Нормами и Правилами (СНиП) 21.02.99 «Стоянки автомобилей». В частности этот нормативный документ устанавливает минимально допустимую температуру хранения автотранспорта +5°C и обязательное устройство приточно-вытяжной вентиляции с производительностью не меньше 180 м.куб./час., чем обычно пренебрегают при устройстве самодельной вентиляции. А зарубежные производители автомобилей еще жестче подходят к вопросам вентиляции и рекомендуют 6-10 кратный воздухообмен.
Итак, как правильно сделать вентиляцию гаража? Всего возможно три варианта вентиляции:
- естественная рециркуляция воздуха;
- принудительное побуждение движения воздуха;
- комбинированная вентиляция.
Естественная гаражная вентиляция
Воздухообмен, основанный на естественной рециркуляции воздуха, - наиболее простой и дешевый вариант устройства вентиляции в гараже. Принцип сводится к следующему. Со стороны гаражных ворот устанавливаются переточные решетки, сквозь которые приточный воздух будет попадать в помещение, а дефлектор (вытяжное устройство) – у противоположной воротам стены. Естественная вентиляция тем эффективнее, чем больше разница высот между точками забора и выброса воздуха. Переточные решетки нужно ставить как можно ниже к уровню земли, а дефлектор – как можно выше, в качестве воздухоотводящего канала можно использовать дополнительную трубу, чтобы увеличить разницу высот (минимальная высота дефлектора над уровнем крыши – 50 см). Металлические части наружного воздуховода теплоизолируются, чтобы не скапливался конденсат. Под воздействием ветра у вытяжного канала создается разрежение, понуждающее естественный воздухообмен в гараже.
Для интенсивного воздухообмена рекомендуется принимать площадь приточных решеток в два-три раза большей, чем площадь вытяжки. Сечения приточных решеток и дефлектора должны иметь возможность регулирования. В теплое время года сечение должно быть максимально открытым, с наступлением холодов постепенно нужно прикрывать жалюзи решеток, а потом вытяжное сечение. При правильной вентиляции гаража площадь приточного сечения должна всегда быть больше площади воздухоотводящего канала, иначе существует риск опрокидывания тяги. Поскольку гараж все время должен «дышать», совсем перекрывать воздуховодные каналы нельзя, даже зимой.
Преимущества естественной вентиляции гаража:
- простота;
- низкая стоимость;
- можно выполнить самостоятельно;
- отсутствие эксплуатационных затрат.
Недостатки:
- производительность естественного воздухообмена в значительной степени зависит от погодных условий, разницы температур внутри и снаружи помещения, а также от расположения воздуховодных каналов относительно розы ветров.
Схема естественной вентиляции гаража (движение потоков воздуха)
Механическая вентиляция гаража
Крышный вытяжной вентилятор Когда естественной гаражной вентиляции оказывается недостаточно, или ее невозможно организовать в принципе (например, вентиляция подземного гаража) прибегают к механизации воздухообменных процессов. Полная механизация вентиляции подразумевает установку приточно-вытяжных систем, то есть воздух принудительно и подается, и удаляется из помещения. Приточно-вытяжная вентиляция больше уместна в больших гаражах и крытых автостоянках. Для больших площадей в проекте вентиляции гаража необходимо предусматривать сеть воздуховодов. Канальная система вентиляция позволит более равномерно осуществлять воздухообмен во всем объеме помещения.
Преимущества:
- приточно-вытяжная система вентиляции в гараже позволяет осуществлять воздухообмен с требуемой кратностью независимо от наличия ветра, наружной температуры или любых других природных факторов;
- применяя воздуховоды, можно направлять воздух в определенные зоны или производить его местный забор, что особенно удобно, если в гараже предусмотрено специальное место для сварочных или покрасочных работ, или нужно дополнительно организовать вентиляцию подвала гаража;
- приточную часть системы вентиляции можно укомплектовать калориферами, что позволит отказаться от традиционной системы отопления посредством водяных радиаторов.
Недостатки:
- относительная сложность монтажа вентиляции (за счет сети воздуховодов);
- капительные и эксплуатационные затраты (на приобретение вентиляционного оборудования, монтаж, электроэнергию, ревизию и ремонт воздуховодной магистрали и т.д.).
Комбинированная вентиляция гаража
В небольшом частном гараже в большинстве случаев вполне достаточно комбинированного воздухообмена, когда воздух из помещения посредством обычного осевого вентилятора увлекается наружу, а приток нового осуществляется через приточные решетки с регулируемыми жалюзи за счет естественной инфильтрации. При такой схеме вентиляции можно обойтись без сети воздуховодных каналов, что значительно упрощает систему и облегчает монтаж. Достаточно просто установить вытяжной вентилятор в верхней части противоположной гаражным воротам стены (как дефлектор в первом варианте).
Преимущества вытяжной вентиляции гаража:
- простота исполнения;
- низкая стоимость (самый дорогое оборудование – вытяжной вентилятор);
- возможность регулировать интенсивность воздухообмена (если сам вентилятор не имеет регулировки, можно в электрическую цепь включить резистивный регулятор);
- все работы можно провести самостоятельно, без привлечения специалистов.
Недостатки:
- подобная вентиляция является общеобменной и не позволит обслуживать отдельные участки гаража (то есть, нет местной вентиляции);
- за счет наличия вентилятора появляются эксплуатационные затраты (хотя и не такие высокие, как во втором варианте вентиляции); обычно мощность вентилятора, достаточного для нормальной вентиляции гаража, составляет до 100 Вт.
Дополнительные материалы по теме «Вентиляция гаражей»
|